Отходы образуются практически при любой производственной или потребительской деятельности, осуществляемой человеком. В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и население отходы подразделяются на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы;
II класс — высокоопасные отходы;
III класс — умеренно опасные отходы;
IV класс — малоопасные отходы;
V класс — практически неопасные отходы.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензированию подлежит только деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению I – IV классов опасности. Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию медицинских отходов, являющихся не менее опасными для здоровья человека и окружающей среды, в настоящее время на территории Российской Федерации не лицензируется. То есть медицинские отходы априори относятся к V классу практически неопасных отходов. Однако отходы, связанные с медицинской и фармацевтической деятельностью, в том числе инфицированные материалы и инструменты, предметы, загрязнённые кровью или иными биологическими жидкостями пациентов, страдающих опасными инфекционными заболеваниями, патолого-анатомические отходы, токсические вещества, представляют значительную угрозу не только для медицинских работников и пациентов, но и для граждан, которые могут пострадать в связи с нарушениями правил утилизации этой категории отходов.
Этот пробел в федеральном законодательстве предложили устранить представители Законодательного Собрания Пермского края. По мнению инициаторов, отсутствие учёта в сфере обращения медицинских отходов приводит к недобросовестному исполнению обязанностей хозяйствующими субъектами по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов, что, в свою очередь, приводит к образованию несанкционированных свалок медицинских отходов на территории регионов. В субъектах Российской Федерации практически не ведется учёт:
– количества медицинских отходов (с разбивкой их по классам опасности) в медицинских организациях, передаваемых для обезвреживания, утилизации, размещения на полигонах;
– наличия транспортных средств для перевозки медицинских отходов,
– количества объектов обезвреживания, утилизации медицинских отходов и т.п.
Исключение деятельности по обращению медицинских отходов из лицензируемых видов деятельности является причиной ненадлежащего контроля процесса обращения медицинских отходов, что создаёт риски нанесения ущерба окружающей среде и здоровью населения.
По мнению инициаторов, деятельность по обращению медицинских отходов должна осуществляться только при наличии соответствующей лицензии.
В настоящее время деятельность по сбору, обеззараживанию, перемещению медицинских отходов осуществляется ответственными сотрудниками медицинских и фармацевтических организаций.
По мнению инициаторов законопроекта, лицензированию подлежит не только медицинская и фармацевтическая деятельность, но и деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов всех классов, за исключением радиоактивных отходов, утилизация которых в настоящее время отдельно лицензируется.
Однако лицензирование деятельности, связанной с обращением медицинских отходов, будет иметь для медицинских и фармацевтических организаций вполне определённые негативные последствия:
1) дополнительные сложности, связанные с получением лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность, которая будет обусловлена наличием у соискателя лицензии на обращение медицинских отходов;
2) увеличение финансовой и организационной нагрузки и ещё большая бюрократизация этой непрофильной деятельности в медицинских и фармацевтических организациях;
3) отвлечение финансовых и кадровых ресурсов медицинских и фармацевтических организаций на обеспечение этого вида непрофильной деятельности;
4) значительное сокращение возможности осуществления медицинской и фармацевтической деятельности для индивидуальных предпринимателей, что приведёт к уничтожению малого бизнеса в этом секторе экономики.
В итоге введение отдельного дополнительного лицензирования деятельности, связанной с обращением медицинских отходов, для медицинских и фармацевтических организаций приведёт к:
– сокращению рынка медицинских услуг;
– снижению доступности медицинской помощи;
– повышению стоимости медицинских услуг для пациентов как конечных потребителей услуг;
– ущемлению конституционных прав граждан страны.