Обзор новых правил оказания платных медицинских услуг



Ключевые вопросы:

1) Нормативные правовые акты, изменение которых привело к необходимости замены Постановления № 1006 на новое Постановление Правительства Российской Федерации

  • изменения в Гражданском кодексе РФ, влияющие на порядок заключения и содержание договоров об оказании платных медицинских услуг и создавшие предпосылки для дистанционного заключения договоров;
  • недопустимые условия договоров, установленные Законом о защите прав потребителей, вступившие в силу с осени 2022 года: комментарий по новым нормам;
  • изменения в Федеральном законе № 323-ФЗ («Об основах охраны здоровья граждан в РФ»), затрагивающие вопросы оказания платных медицинских услуг;
  • изменения в Федеральном законе об ОМС: отсутствие полиса ОМС – с 2023 года уже не основание для оказания медицинских услуг за плату;
  • новые законодательные нормы и Определение Верховного суда, ограничивающие дифференциацию цен в зависимости от способа оплаты, но не ограничивающие для разных категорий пациентов – комментарии;
  • Программа госгарантий на 2023 году установила новое основание для оказания платных медицинских услуг – разъяснения;
  • ряд положений Постановления № 1006, утрачивающего силу с 1.09.2023 г. прямо противоречит изменившемуся законодательству – что нужно учесть в практической работе?;
  • новые лицензионные требования (Постановление № 852) предусматривают контроль порядка оказания платных медицинских услуг и становятся предметом лицензионного контроля;
  • новые требования Минздрава России, касающиеся разграничения платных услуг и услуг, предоставляемых в рамках программы госгарантий: обзор документов;
  • "Руководство по соблюдению обязательных требований при осуществлении медицинской деятельности…» (утв. Росздравнадзором 11.11.2022) определило порядок контроля за оказанием платных медицинских услуг;

2) Пациентоориентированность новых Правил:

  • изменились определение «платных медицинских услуг» и целого ряда других терминов, используемых в Правилах;
  • «потребитель» - это не просто пациент, как было ранее – он еще и субъект Закона о защите прав потребителей со всеми вытекающими отсюда последствиями. Какими именно?
  • медицинские организации придется сообщать потребителю больше сведений до заключения договора – какие именно?
  • вводятся требования к хранению договоров об оказании платных медицинских услуг, но не в том виде, в котором это было в проектах;
  • какую информацию потребителю (пациенту) необходимо довести в тексте самого договора, какую – достаточно на сайте, какую – на информационных стойках и т.д.;
  • обязанность иметь книгу отзывов и предложений из проекта удалили, но требования о приеме претензий, в т.ч., в электронном виде сохранили и еще более усложнили - разъяснения;
  • порядок приема претензий пациентов и реагирования на них;
//