Ассоциация менеджеров
медицинских организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента медицинских организаций всех уровней
hse.ru

Есть ли конкуренция в здравоохранении?

Эксперты АРМО комментируют поручение главы Правительства РФ Минздраву РФ по разработке плана мероприятий, которые должны поспособствовать отходу от государственной монополии в сфере. 

03.11.16

Премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился, чтобы ведомства, в том числе и Минздрав России, подготовили «дорожные карты» по повышению конкуренции в сферах, которые они курируют. Отчитаться министерства должны будут к 1 марта 2017 года.

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев ранее рассказывал, что необходимо ликвидировать государственную монополию, которая царит во многих социальных отраслях, например в здравоохранении и образовании. Он пояснил, что необходимо развивать процессы приватизации, стимулировать конкуренцию, и это благополучно скажется на состоянии российской экономики.

Лариса Дмитриевна Попович, к.б.н., директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ, рассказала, что, по её мнению, конкуренцию в здравоохранении нужно развивать между поставщиками оборудования, инструментов и т.д., а медицинская помощь как раз конкурентной быть не должна. Эксперт уверена, что основной критерий для оказания медпомощи — это профессионализм, потому что каждый врач должен быть одинаково компетентным.

«Отойти от государственной монополии на закупки и организацию медицинской помощи можно как раз через переход к сервисной модели ее оказания — когда государство платит не за CAPEX, а за OPEX (не капитальные, а операционные затраты)», — добавила Лариса Дмитриевна.

Другой эксперт — Лариса Аркадьевна Габуева,  д.э.н., профессор, заведующая кафедрой экономики и управления в социальной сфере РАНХиГС при Президенте РФ, — в то же время не совсем согласна с тем, что в здравоохранении существует государственная монополия. «Сегодня большинство государственных медучреждений работает в рыночной среде, то есть нельзя говорить о чистой монополии государственного сектора. Все бюджетные, автономные учреждения (казённые мы не берём, они стоят особняком в этих вопросах, их деятельность регулируется по-другому) имеют право закупать услуги на рынке. И ФАС знает о том, что есть конкуренция среди поставщиков лекарственных препаратов, медицинского оборудования, технологий. И это рынок, потому что туда приходят частные компании. Они предлагают ресурсы для того, чтобы государственные учреждения могли осуществлять свою деятельность», — пояснила эксперт. Более того, Лариса Аркадьевна отметила, что пациенты могут выбирать медучреждения, что они не пойдут туда, где будет небезопасно, некачественно или некомфортно, а это тоже говорит о рынке спроса в сфере здравоохранения. Однако проблема здесь кроется в другом — экономические механизмы, которые обеспечивают рынок, действительно несовершенны, и здесь нужно что-то менять.

Заведующая кафедрой экономики и управления в социальной сфере РАНХиГС при Президенте РФ отметила, что развивать конкуренцию необходимо, но её понимание этого термина отличается от того, как его трактует большинство профессионалов. «Я не сужаю понятие конкуренции только до уровня оценок доли участия в государственных программах частных клиник, организаций, производителей услуг в здравоохранении. Я считаю, что конкуренция предполагает развитие эффективных профессиональных компетенций, в том числе и в государственном секторе здравоохранения, то есть при размещении государственных заданий на услуги отрасли все медицинские, социальные учреждения должны всё-таки подвергаться оценке репутационных факторов», — пояснила Лариса Аркадьевна. Она также выделила 6 составляющих профессиональной репутации, которые, по её мнению, тоже должны входить в понятие конкуренции:

  • Как происходит процесс профессионального роста сотрудников в организации, есть ли мотивация;
  • Как применяются современные методы лечения и диагностики, и каковы организационные технологии управления в учреждении;
  • Как построено взаимодействие с вышестоящими органами, включая контрольно-надзорные, страховые компании;
  • Как работа медучреждения освещается в СМИ и в открытых источниках, а также на собственных сайтах в Интернете;
  • Есть ли жалобы от пациентов на работу организации;
  • Как пациенты оценивают качество и безопасность услуг, имеется ли доступ к электронным формам «обратной связи» и т.п.

Мнение Ларисы Аркадьевны Габуевой перекликается с позицией Ларисы Дмитриевны Попович: последняя считает, что конкуренция в сфере здравоохранения может существовать только на уровне «сигнальных элементов»: вежливости персонала, качества оборудования помещений, наличия дополнительного сервиса и т.д. «Реально оценить качество лечения и квалификацию врача пациент не может, он может определить только степень доброжелательности медика. А значит, вся конкуренция сводится к немедицинским элементам, к элементам окружения и к условиям оказания медицинской помощи», — пояснила эксперт.

«Нужна ли там конкуренция? И насколько она важна для конечного результата? Важна и нужна, но совсем не в том контексте, о котором говорит ФАС. Конкуренция по условиям оказания помощи не изменит её качество и цены на медуслуги, скорее, наоборот, — попытка демпинговать по цене приведёт к объективному снижению качества. Стандарт лечения потому и стандарт, что он одинаков для всех», — резюмировала Лариса Дмитриевна.

Источник: ria.ru

Автор материала: Анна Донцова.

....

Если Вам необходима консультация специалиста Ассоциации, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров медицинских организаций

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@hospman.ru

129344, г. Москва, ул. Летчика Бабушкина, д.1, к.3


copyright 2018