Ассоциация менеджеров медицинских организаций

Информационно-образовательный портал и профессиональное сообщество организаторов здравоохранения

Медвестник

ГЧП в здравоохранении возьмет пример с ЖКХ

Минздрав намерен шире привлекать инвестиции в здравоохранение на основе государственно-частного партнерства (ГЧП). С этой целью предлагаются законодательные изменения, которые позволят заключать концессионные соглашения без конкурса с частными структурами

23.04.19

Замминистра Сергей Краевой назвал концессионные соглашения и соглашения о ГЧП необходимым элементом развития высокотехнологичной инфраструктуры в здравоохранении. Эти слова не свидетельствуют о переломе в намерениях ведомства в отношении частных партнеров. В январе директор Департамента инфраструктурного развития и ГЧП Минздрава Андрей Казутин говорил об этих планах, ссылаясь на утвержденный правительством в 2018 г. план действий по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и «дорожную карту» по развитию инструментария государственно-частного партнерства. Тогда же было заявлено о необходимости создать условия «для развития механизмов ГЧП, реализации пилотных проектов, тиражирования успешных практик привлечения внебюджетных инвестиций в развитие инфраструктуры». Минздрав также пообещал создать правовые условия «для заключения прямых концессионных соглашений с медицинскими организациями, использующими государственную инфраструктуру здравоохранения и участвующими в реализации программы обязательного медицинского страхования».

С оглядкой на систему

Спустя три месяца, уже на заседании Координационного совета, представлена концепция изменений в ст.37 закона № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Корректировка позволит регионам преобразовать в концессионные соглашения те договоры с частными медорганизациями, работающими в ОМС, которые предусматривают переход прав использования государственного имущества. К моменту, когда такое соглашение будет заключено, частный партнер уже должен будет пользоваться госимуществом для работы в ОМС не менее пяти лет и взять на себя обязательства по его модернизации и переоснащению. Напомним: концессионные соглашения в большинстве случаев означают участие инвестора не только в создании объекта и его оснащении, но и в дальнейшей эксплуатации.

Пятилетний срок станет условием для заключения соглашений по упрощенной процедуре. Одновременно будет действовать и обычный, т.е. более сложный, порядок подготовки таких договоренностей.

По схожему принципу государство уже работает в сфере ЖКХ, которая отличается большим числом концессий. Соглашения заключаются с теми партнерами, кто раньше работал по договору аренды (или аренды с инвестиционными обязательствами).

Координационный совет поддержал концепцию изменений в законе. Однако, согласно официальному сообщению, руководитель Росздравнадзора Михаил Мурашко заявил о «проблемных вопросах передачи в пользование медицинским организациям частной системы здравоохранения государственного имущества». Эта его позиция не нова: в феврале он предложил ввести допуски на медицинский рынок для частного бизнеса, чтобы ограничить конкуренцию с госучреждениями. Тогда же Андрей Казутин заявлял о несообразности ряда проектов ГЧП, которые оказываются слишком дорогими, неэффективными и рискованными для публичного партнера, т.е. государства. Однако на заседании совета директор профильного департамента говорил о необходимости тиражирования успешных примеров ГЧП. Еще в январе, на рабочей группе, он сообщил о «предложениях по совершенствованию правовой и методологической базы», которые к тому времени Минздрав уже передал в Минэкономразвития. На сей раз предложения «преобразованы» в концепцию, но еще не в готовый документ, согласование и утверждение которого займет месяцы.

Координационный совет поддержал концепцию, предложив, однако, включить в законопроект дополнительные условия для регионов, принимающих решения о ГЧП, включая расчет социально-экономических последствий таких изменений.

Осторожная позиция совета во многом связана со случаями, когда концессионные соглашения готовились, но не были заключены (например, в 2018 г. в Мурманске) или стороны пришли выводу о необходимости их расторжения (например, в Башкортостане в связи с салаватским роддомом). 

При этом инвесторы неизменно указывают на многолетний срок подготовки документов, а также на заведомо невыгодные условия, предложенные государственными структурами, что лишает соглашения экономического смысла. Такие обстоятельства не позволили заключить концессионное соглашение о реконструкции роддома № 17 в Санкт-Петербурге. В связи с этим инвесторы часто предпочитают работать в ОМС, договариваясь с региональными органами о предоставлении объемов медпомощи на новом оборудовании без всяких концессий

К законопроекту пока много вопросов, говорит управляющий партнер, руководитель практики по инфраструктуре и ГЧП адвокатского бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. «Чтобы обеспечить упрощенный переход на концессионные соглашения, аналогичный опыт был применен в ЖКХ. Но нужно учитывать, что в этой сфере заключается огромное количество арендных договоров. В здравоохранении я не вижу такого рынка. Частные медицинские организации арендуют помещения зачастую на вторичном рынке, не у государства», – пояснил юрист.

Однако сами инвесторы рассчитывают на продвижение законопроекта. Инициатива Минздрава позволит действующим проектам приобрести более надежную и гибкую правовую форму, а также увеличить число новых, уверен управляющий партнер Медицинской инвестиционной группы Илья Иванов. Сегодня этап согласования параметров проекта занимает около года, затем концессионер тратит полгода и более на прохождение конкурса. Отмена последнего этапа сократит сроки заключения концессионных соглашений, полагает он. Концессионное законодательство позволило более четко сформулировать права и обязанности обеих сторон. «Это хороший и удобный инструмент», – отмечает бизнесмен. 

Правила игры и серьезные деньги

Исполнительный директор Национального центра ГЧП Максим Ткаченко ответил на несколько вопросов портала Medvestnik.ru о перспективах законодательных изменений, касающихся ГЧП.

– Когда может быть принят законопроект?

– Пока неизвестно. Сначала Минздрав должен подготовить итоговый текст документа, согласовать его с другими федеральными органами власти, внести законодательную инициативу в правительство. Только после этого он будет направлен в Госдуму. Поэтому со сроками ясности нет, думаю, что вся процедура может занять не меньше года.

– Нет опасений, что возможность заключения концессионных соглашений без конкурса приведет к злоупотреблениям?

– В законопроекте заложена несколько иная логика: если частный инвестор на протяжении последних пяти лет арендовал имущество у медицинского учреждения и участвовал в программе госгарантий без нареканий, он может получить право заключить концессию без конкурса. Естественно, это лишь право, и публичная сторона должна оценить, нужен ли ей этот концессионер. И главное, в существенных условиях соглашения будет прописан и срок этой концессии, и объем необходимых инвестиций. Мы исходим из презумпции адекватности публичной стороны. Т.е. регион, который будет заключать концессионное соглашение на объект здравоохранения, отдает себе отчет в том, что его передача концессионеру на 15–20 лет должна быть соразмерна инвестициям: частный партнер должен вложить серьезные деньги. Это попытка установить правила игры, с одной стороны, а с другой – упростить процедуру для опытных и добросовестных участников рынка.

– Какие предложения по этому законопроекту вы высказали на заседании совета?

– Я говорил об условиях передачи концессионеру необходимого земельного участка или предоставления доступа к такому участку, которые сейчас никак не урегулированы. Как это будет происходить, пока непонятно. Кроме того, в соглашении должен быть указан объем концессионных обязательств.

Некоторые участники в ходе Координационного совета говорили, что недостаточно проработанные проекты в регионах приводят к тому, что частный партнер отбирает у бюджетного учреждения самую маржинальную часть деятельности. На мой взгляд, законопроект как раз направлен на исключение таких случаев, потому что в концессионном соглашении можно четко описать набор функций и услуг, оказываемых частником, а также их объем, и партнер будет обязан его придерживаться. Публичная сторона должна думать об этом заранее. А в случае договора аренды на каком-то этапе может измениться профиль учреждения: арендатор оказывал один вид медицинских услуг, а потом решил переориентироваться на другой, например переключиться с перинатальной помощи на ЭКО. Концессия позволяет решить эту проблему.

– На Координационном совете сообщалось о более чем 170 проектах на основе ГЧП в России. Но около полугода назад на одном из мероприятий вы говорили о 110 проектах. Чем вызвана эта разница?

– Заключенных концессионных соглашений сейчас около 60, еще 60–70 проектов – это так называемое квази-ГЧП (аренда с инвестиционными обязательствами, инвестиционные договоры и т.д.). А названная на совете цифра – это число проектов на разных стадиях, в т.ч. на этапе инициирования, когда только еще ведутся переговоры между публичной и частной сторонами.

К сожалению, в ближайшие два года число заключаемых концессионных соглашений в здравоохранении существенно не увеличится. Более или менее коммерчески эффективные ниши в медицинской помощи либо уже насыщены коммерческими игроками, либо заняты эффективными бюджетными учреждениями. Пока законопроект не внесен и поправки не вступили в силу, большая часть проектов находится в сегменте высокотехнологичной медицины, а там, где есть хорошая коммерческая выручка, размер аренды устраивает частную сторону и для нее нет смысла идти в концессию. Поэтому, выбирая между арендой и концессией, медицинский бизнес пока предпочитает аренду. Если же процедура концессии будет упрощена, это может дать толчок к новым соглашениям.

– Кроме того, существует много проектов партнерства, которые формально не подпадают под определение ГЧП, например, случаи создания сосудистых центров на основе договоренности между региональным Минздравом и медицинской компанией о предоставлении определенных объемов медицинской помощи…

– Таких партнерств больше, чем классических ГЧП на основе концессии. Статистику ведет Минздрав. Мы рассматривали больше 30 договоров, в которых предусмотрены безвозмездное пользование имуществом, инвестиционные обязательства и участие в программах госгарантий. А соглашений только об участии в программах госгарантий на порядок больше.

– Сейчас стали говорить и о медицинских ГЧП применительно к вытрезвителям…

– Идей появляется много. Думаю, эта инициатива так и останется инициативой. Идея платных вытрезвителей не совсем применима к условиям России. 

Новые концессионные соглашения готовятся в ряде регионов. Так, Агентство стратегических разработок Архангельской области ищет партнера, готового вложить в реконструкцию лечебно-диагностического корпуса областной детской больницы 4,5 млрд руб. В Башкортостане намерены заключить соглашения о создании плазма-центра и модернизации станции переливания крови, создании центра паллиативной помощи, ремонте и оснащении центрального стерилизационного отделения больницы скорой помощи в Уфе. 

 medvestnik.ru

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

ВОПРОСЫ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Клинические рекомендации, порядки оказания медицинской помощи, стандарты медицинской помощи
Качество и безопасность медицинских услуг: критерии надлежащего исполнения требований
Нарушения при оказании медицинской помощи в системе ОМС, как основания применения закона «О защите прав потребителей»




-
Если Вам необходима консультация специалиста, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров медицинских организаций

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@hospman.ru

129344, г. Москва, ул. Летчика Бабушкина, д.1, к.3

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@hospman.ru 


Ассоциация менеджеров медицинских организаций
copyright 2018 hospitalmanagers.ru