Ассоциация менеджеров медицинских организаций

Информационно-образовательный портал и профессиональное сообщество организаторов здравоохранения

wasteinfo.ru

Плюсы и минусы законотворческой инициативы о лицензировании деятельности по обращению медицинских отходов

Александр Николаевич Пищита, профессор кафедры организации здравоохранения РМАНПО, прокомментировал законопроект, внесённый на рассмотрение в Госдуму РФ.

26.09.16

 

Отходы образуются практически при любой производственной или потребительской деятельности, осуществляемой человеком. В зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду и население отходы подразделяются на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;

II класс — высокоопасные отходы;

III класс — умеренно опасные отходы;

IV класс — малоопасные отходы;

V класс — практически неопасные отходы.

 

В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензированию подлежит только деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению I – IV классов опасности. Лицензирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».  

Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию медицинских отходов, являющихся не менее опасными для здоровья человека и окружающей среды, в настоящее время на территории Российской Федерации не лицензируется. То есть медицинские отходы априори относятся к V классу практически неопасных отходов. Однако отходы, связанные с медицинской и фармацевтической деятельностью, в том числе инфицированные материалы и инструменты, предметы, загрязнённые кровью или иными биологическими жидкостями пациентов, страдающих опасными инфекционными заболеваниями, патолого-анатомические отходы, токсические вещества, представляют значительную угрозу не только для медицинских работников и пациентов, но и для граждан, которые могут пострадать в связи с нарушениями правил утилизации этой категории отходов.      

 Этот пробел в федеральном законодательстве предложили устранить представители Законодательного Собрания Пермского края. По мнению инициаторов, отсутствие учёта в сфере обращения медицинских отходов приводит к недобросовестному исполнению обязанностей хозяйствующими субъектами по сбору, транспортированию, обезвреживанию медицинских отходов, что, в свою очередь, приводит к образованию несанкционированных свалок медицинских отходов на территории регионов. В субъектах Российской Федерации практически не ведется учёт:

количества медицинских отходов (с разбивкой их по классам опасности) в медицинских организациях, передаваемых для обезвреживания, утилизации, размещения на полигонах;

наличия транспортных средств для перевозки медицинских отходов,

количества объектов обезвреживания, утилизации медицинских отходов и т.п.

Исключение деятельности по обращению медицинских отходов из лицензируемых видов деятельности является причиной ненадлежащего контроля процесса обращения медицинских отходов, что создаёт риски нанесения ущерба окружающей среде и здоровью населения.

По мнению инициаторов, деятельность по обращению медицинских отходов должна осуществляться только при наличии соответствующей лицензии.

В настоящее время деятельность по сбору, обеззараживанию, перемещению медицинских отходов осуществляется ответственными сотрудниками медицинских и фармацевтических организаций.

По мнению инициаторов законопроекта, лицензированию подлежит не только медицинская и фармацевтическая деятельность, но и деятельность по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, накоплению, транспортированию, размещению медицинских отходов всех классов, за исключением радиоактивных отходов, утилизация которых в настоящее время отдельно лицензируется. 

Однако лицензирование деятельности, связанной с обращением медицинских отходов, будет иметь для  медицинских и фармацевтических организаций вполне определённые негативные последствия: 

1) дополнительные сложности, связанные с получением лицензии на медицинскую и фармацевтическую деятельность, которая будет обусловлена наличием у соискателя лицензии на обращение медицинских отходов;

2) увеличение финансовой и организационной нагрузки и ещё большая бюрократизация этой непрофильной деятельности в медицинских и фармацевтических организациях;

3) отвлечение финансовых и кадровых ресурсов медицинских и фармацевтических организаций на обеспечение этого вида непрофильной деятельности;  

4) значительное сокращение возможности осуществления медицинской и фармацевтической деятельности для индивидуальных предпринимателей, что приведёт к уничтожению малого бизнеса в этом секторе экономики.

 

В итоге введение отдельного дополнительного лицензирования деятельности, связанной с обращением медицинских отходов, для медицинских и фармацевтических организаций приведёт к:

– сокращению рынка медицинских услуг;

– снижению доступности медицинской помощи;

– повышению стоимости медицинских услуг для пациентов как конечных потребителей услуг;

– ущемлению конституционных прав граждан страны.

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Лицензирование медицинской деятельности
Система контроля качества медицинской помощи
Государственный контроль медицинской помощи
Ведомственный контроль медицинской помощи
Внутренний контроль медицинской помощи
Новое в проверках




-
Если Вам необходима консультация специалиста, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров медицинских организаций

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@hospman.ru

129344, г. Москва, ул. Летчика Бабушкина, д.1, к.3

 

Техническая поддержка и управление сайтом:

ООО "Компания по управлению ассоциациями"

e-mail: support@hospman.ru 


Ассоциация менеджеров медицинских организаций
copyright 2018 hospitalmanagers.ru