Ассоциация менеджеров
медицинских организаций

Знания для эффективного управления

Всероссийское профессиональное сообщество представителей управляющего сегмента медицинских организаций всех уровней

Расцвет "пациентского экстремизма"

Что называется, дожили. Практически все врачи (95%! ) сталкивались с неадекватным или грубым поведением пациентов. Таковы результаты опроса интернет‑аудитории врачей, проведенного аналитической компанией RNC Pharma и социальной сетью «Доктор на работе».

28.11.19

Что называется, дожили. Практически все врачи (95%! ) сталкивались с неадекватным или грубым поведением пациентов. Таковы результаты опроса интернет‑аудитории врачей, проведенного аналитической компанией RNC Pharma и социальной сетью «Доктор на работе».

Грубость пациентов отметили 63% опрошенных, неадекватное поведение – 32%. Грубость стала постоянной манерой общения с доктором, можно сказать, нормой. Так происходит и в мегаполисах, и в небольших населенных пунктах. Не зависит это и от специальности врача: грубо, а то и неадекватно ведут себя пациенты со всеми, будь то терапевт, офтальмолог, хирург, кардиолог и даже психиатр.

Многие респонденты обратили внимание на то, что случаи агрессии со стороны пациентов значительно участились в последние два‑три года. Причем такое поведение позволяют себе не только сами больные, но часто их родственники и другие сопровождающие лица.

От сложившейся ситуации страдают не только врачи, но и, может быть, даже в большей степени пациенты. Они ведь пришли за помощью, в которой нуждаются. Впрочем, нет, они теперь приходят не за медицинской помощью, а за медицинской услугой. То есть они не пациенты, а потребители услуг. Медицинских. Как в химчистку или в магазин. Извольте обслужить быстро и качественно и продать полноценный качественный товар. А товар между тем собственное здоровье. Которое, как известно, за деньги не купишь. Формула Маркса «товар – деньги – товар» в данном случае не работает.

Можно, глядя с ненавистью в глаза продавца и с трудом сдерживаясь, чтобы не крикнуть «жулик!», добиться, чтобы он заменил недоброкачественное масло или взял обратно неудачный холодильник. Но врач не может тут же заменить больное сердце на здоровое, сколько бы ему в глаза ни кричали, что он давал клятву Гиппократа (которую он к тому же не давал. Врачи уже 100 лет никакой клятвы Гиппократа не дают, и об этом 100 раз где только не писали и не говорили, но скандалиста это не интересует).

Больной, придя к доктору, вручает ему свое здоровье, а то и жизнь. Кому вручает – врагу? Не странный ли поступок? Ведь нынче пациент с самого начала смотрит на врача как на врага. А врач, ощущая его враждебность, вместо того чтобы думать, как его лечить, размышляет, как от него защититься. Абсурднее ситуацию трудно придумать. Пациент порой является на прием с камерой и с порога начинает снимать видео. Российские врачи в социальных сетях сегодня обсуждают, не поставить ли, со своей стороны, видеокамеру в кабинете.

Врачебное сообщество поставлено в положение, когда вынуждено осваивать функцию, прямо противоположную медицинской деятельности: в первую очередь думать не о лечении пациента, а о защите от него. Ну как же, он потребитель услуг, клиент, а клиент всегда прав. Больной на приеме уже не спрашивает: «Доктор, как выдумаете?..» Он сам все знает, вычитав в интернете (пишет с жуткими ошибками, но читать научился), и требует от врача назначить ему именно такие лекарства и процедуры.

Попробуй врач с ним спорить – побежит к заведующему, главврачу, подаст жалобу. Чтобы умиротворить скандалиста, заведующий отправит его к другому врачу, который, не желая связываться, назначит, что тот желает. Клиент доволен, но поправилось ли его здоровье?

Для чего человек вообще обращался в медицинское учреждение? Чтобы отрефлексировать свои комплексы? Чтобы поставить на место «этих профессоров кислых щей»? Если знает, как надо лечить, и лечился бы сам: в наших аптеках можно купить все что угодно без рецепта. Раз все‑таки идет к врачу, значит, рассчитывает, что врач поможет. Даст волшебную таблетку, если потребовать как следует.

Но врач не волшебник. Он старается помочь в соответствии со своими силами и возможностями лечебного учреждения. Которые часто невелики. А в том, что возможности невелики, меньше всего виноват врач. Обществу же внушается, что все хорошо, у нас отличное здравоохранение, проблемы создаются ленивыми и недобросовестными врачами на местах.

Президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль в прошлом году на встрече с президентом РФ Владимиром Путиным заявил, что в России стало опасно становиться врачом. Надеялся, видно, на ручное управление, на помощь президента. Лучше, однако, не стало. И уже в этом году, получая в Кремле орден Александра Невского, сказал, что хотел бы разделить врученную ему награду с тысячами российских врачей, «которых опустили ниже плинтуса».

 

Источник: Независимая газета

....

Если Вам необходима консультация специалиста Ассоциации, оставьте Ваш номер телефона,
мы обязательно перезвоним!


Ассоциация менеджеров медицинских организаций

тел.: +7 (495) 120-59-03

e-mail: info@hospman.ru

129344, г. Москва, ул. Летчика Бабушкина, д.1, к.3


copyright 2018