Ассоциация менеджеров медицинских организаций

Информационно-образовательный портал и профессиональное сообщество организаторов здравоохранения

Вновь о Приказе Минздрава № 327н, или Все смешалось в доме Облонских

Обсуждения всколыхнули большую системную проблему, связанную с порядком получения медиками образования, квалификации и процедурой определения их соответствия той или иной специальности.

20.04.20

 Вышла статья Факультета медицинского права, посвященная вопросам допуска медицинских работников и иным особенностям разрешительных режимов в 2020 году.

В основном обсуждался новый приказ Минздрава России от 14.04.2020 № 327н, определивший случаи и условия, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом или свидетельством об аккредитации (далее – Приказ № 327н).

Большую дискуссию вызвали условия допуска ординаторов до осуществления медицинской деятельности. Однако данные обсуждения всколыхнули большую системную проблему, связанную с порядком получения медиками образования, квалификации и процедурой определения их соответствия той или иной специальности. Проблему надо сказать не новую, но долгие годы пребывающую в латентной форме и ярко проявившуюся сейчас при обсуждении приказа № 327н. Но обо всем по порядку, сперва об ординаторах и двух принципиально разных позициях по вопросу их допуска до осуществления медицинской деятельности в 2020 году.

Ординаторы: врачи-стажеры или врачи-специалисты

В нашем материале мы дословно написали следующее: «Стоит обратить внимание на один весьма неприятный момент, по крайней мере, неприятный для нынешних ординаторов. После завершения ординатуры у них нет возможности пройти аккредитацию и получить допуск до работы по выбранной специальности. Единственный выход, который им оставлен до 2021 года – работа в должности врача-стажера».

Однако мы получили интересный комментарий одного из участников нашей группы «Медицина и закон» в ФБ, который привел нам другую альтернативную позицию, представленную в группе «Аккредитация врачей» в VK. Специалисты данной группы выразили такое мнение: «Выпускникам 2020 года по программам специалитета, ординатуры, профпероподготовки, завершившим их освоение, приказ позволит без прохождения процедур аккредитации официально трудоустроиться в соответствии с полученной квалификацией на должности врачей-специалистов (а не врачей-стажеров для борьбы с COVID-19, как многие вычитали). Конечно же допуск к работе будет производиться при соответствии соискателей квалификационным требованиям приказа Минздрава 707н».

То есть, проще говоря, наши позиции разошлись в корне и у самого основания. Мы отнесли случай с ординаторами к пп. б) п.1 Приказа Минздрава № 327н (с правом занимать должности врачей-стажеров), а специалисты из команды «Аккредитация врачей» к пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н (с правом занимать должности врачей-специалистов).

Приведем дословно пункты приказа, определяющие условия допуска лиц до осуществления медицинской (фармацевтической) деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации:

  • а) по определенной специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтического или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
    • наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
    • соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по данной специальности;
  • б) лиц, обучающихся по программам высшего медицинского образования (уровень ординатуры) по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина», при соблюдении следующих условий:
    • прохождение обучения по краткосрочным профессиональным программам (не менее 36 часов);
    • трудоустройство на должность врача-стажера;
    • осуществление медицинской деятельности под контролем врача-специалиста.

Стоит обратить внимание на имеющиеся в приказе сноски, определяющие нормативные правовые акты, подлежащие применению. Так, п. а) крутится вокруг специальности, по которой смогут работать лица обсуждаемой категории при условии наличия документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности. Сноска от слова «специальность» идет к двум приказам Минздрава, определяющим перечень специальностей специалистов, имеющих высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование соответственно:

  • Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (далее - Приказ Минздрава № 700н).
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 № 176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (далее - Приказ МЗ СР № 176н).

Далее обозначена необходимость соответствия полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам. Сноски естественно ведут к:

  • Приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - Приказ Минздрава № 707н).
  • Приказу Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (далее - Приказ Минздрава № 83н).

И вот здесь я перейду к обозначенной ранее системной юридической проблеме, связанной с порядком получения медиками образования, квалификации и процедурой определения их соответствия той или иной специальности.

Смешение «образовательных» специальностей и «медицинских»

Проблема в том, что документы об образовании и (или) квалификации, не способны подтвердить получение образования по специальностям, перечисленным в Приказе № 700н и Приказе № 176н как это обозначено в пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н. Документ об образовании и (или) квалификации, например, диплом об окончании ординатуры, подтверждает получение другой специальности, предусмотренной Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее – Приказ Минобрнауки № 1061). Если говорить о специалистах среднего образования, то документ об образовании и (или) квалификации (диплом об окончании училища) подтверждает получение специальности, предусмотренной Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (далее – Приказ Минобрнауки № 1199).

Проблема в том, что произошло смешение понятия «образовательной специальности» (квалификации) и «медицинской/фармацевтической специальности», а далее все «смешалось в доме Облонских». Поясняю. Заканчивая вуз врач получает специальность как результат полученного образования, своеобразный «синоним» квалификации. Например, освоив специалитет «лечебное дело», выпускник получает диплом по специальности «лечебное дело» с присвоением квалификации «врач-лечебник» (до недавнего времени квалификация называлась «врач общей практики»). Далее врач оканчивает ординатуру, например, по специальности «кардиология» с присвоением квалификации «врач-кардиолог». Затем он получает сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «кардиология» и имеет право занимать должность врача-кардиолога. Должности медицинских работников определены приказом Минздрава № 1183н и фактически привязаны к медицинским специальностям, но сейчас речь о другом.

Вот здесь и происходит интересная подмена. До момента сертификации или аккредитации специалиста мы имели дело со специальностями образования, которые определены Приказом Минобрнауки № 1061 (Приказом Минобрнауки № 1199 для специалистов со средним образованием). А вот после прохождения аккредитации или получения сертификата медик получает доступ к работе по определенной медицинской специальности из Перечня Приказа Минздрава 700н (Приказа МЗ СР № 179н для специалистов со средним образованием). А если точнее, то проводится процедура соответствия лица, получившего то или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности.

Поэтому документов об образовании и (или) квалификации, способных подтвердить получение образования по специальностям Приказа № 700н и Приказа № 176н, о которых идет речь в пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н, не существует в природе. По простой причине - по данным специальностям не получают образование, образование получают по другим специальностям Минобрнауки. Поэтому в общем и целом пункт приказа Минздрава № 327н юридически некорректен. Более того, он вообще лишен какого то бы ни было юридического и логического смысла и вот почему.

Если даже забыть о смешении специальностей и взглянуть на ситуацию шире (хотя это как минимум странно при толковании норм законодательства), то пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н относим к специалистам, удовлетворяющим одновременно двум требованиям:

  • соответствие квалификационным требованиям (Приказ Минздрава № 707н и Приказ Минздрава № 83н)
  • наличие документа, подтверждающего соответствие образования специальности из Перечня Приказа Минздрава № 700н или Приказа МЗ СР № 176н, то есть наличие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации.

Значит теоретически (правда слишком теоретически) к работе в период 2020 года в рамках пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н могут быть допущены следующие категории специалистов:

  • лица, срок действия сертификатов которых истек, то есть фактически это лица без действующих сертификатов. Но для таких случаев Приказ Минздрава № 327н содержит п. 3, продляющий срок действия сертификатов специалиста на 12 мес. (опускаю сейчас проблемы с сертификатами, срок действия которых истек до 06.04.2020).
  • лица, имеющие сертификаты специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по определенной специальности, но допускаемые к работе по другой специальности без получения соответствующего сертификата или свидетельства. Но и это невозможно, так как такие специалисты не удовлетворяют второму условию - соответствие квалификационным требованиям.

Поэтому фактически пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н не подходит ни под одну из категорий специалистов. Теоретически по данному пункту могут быть допущены лица, срок действия сертификатов которых истек до 6 апреля 2020 года (которые не попали под п. 3 о продлении). Да и тут засада, ведь необходимость соответствия квалификационным требованиям диктует условие о повышении квалификации с периодичностью один раз в пять лет. Если оно не было пройдено в необходимый период, то данная категория лиц также в пролете как и наши ординаторы, к которым я наконец-то возвращаюсь.

Что касается ординаторов, то они не входят в категорию лиц, допускаемых в рамках пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н, так как не имеют документов, свидетельствующих о соответствии их образования той иной медицинской специальности (сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации). Как мы и писали ранее, ординаторы могут претендовать на должность врача-стажера в рамках пп. б) п.1 Приказа Минздрава № 327н. Да и то только в период обучения в ординатуре, а не после ее завершения (тут надо признать, мы допустили неточность во вчерашней публикации), так как в пп. б) п.1 говорится о лицах, обучающихся, а не обучившихся в ординатуре. Обучившиеся в ординатуре лица фактически не могут претендовать ни на что, так как не подходят ни под один из пунктов, перечисленных в приказе Минздрава № 327н. Хотя почему ни на что. Они могут работать на должностях специалистов со средним медицинским образованием при оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (п. 6 приложения № 10). Те же возможности имеют и лица, получившие образование уровня специалитет, то есть не добравшиеся до ординатуры.

Пройти аккредитацию лица, закончившие ординатуру, также не смогут в связи с введенным мораторием. Однако не исключено, что в ближайшее время Минздрав России примет решение о зачете аккредитации, то есть признает ее пройденной без фактического прохождения. Минздрав фактически обязан принять такое решение на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440, однако пока что отсутствует информация о сроке принятия такого решения. Но и тут не все так гладко, так как в ПП РФ № 440 речь идет о зачете очередного подтверждении соответствия, что не касается ординаторов, так как они проходят первичное подтверждение соответствия. Остается верить в то, что Минздравом Росси будут внесены соответствующие изменения в Приказ Минздрава № 327н.

P.S. Отвечаю на дополнительные вопросы. Лица, прошедшие первичную аккредитацию, имеют право допуска до ряда должностей врачей общей практики в соответствии с Приказом Минздрава № 707н.

Что делать

В завершение вернусь назад к описанной системной проблеме, дам поясню некоторые дополнительные и поразмышляю о ее судьбе.

Между описанными специальностями, квалификациями и должностями перекинут своеобразный мост – приказ Минздрава 707н и Приказ Минздрава № 83н, то есть квалификационные требования для работников с высшим и средним образованием соответственно. Но по факту перейти этот мост невозможно, так как не все «медицинские» и «образовательные» специальности бьются между собой, особенно это заметно на специальностях специалистов со средним образованием. Так, Приказ Минобрнауки № 1199 насчитывает всего 10 специальностей специалистов со средним профессиональным образованием (то, что указывается в дипломе об окончании училища), в то время как Приказ МЗ СР № 176н насчитывает 35 специальностей (то, что указывается в сертификате специалиста или свидетельстве об аккредитации). Также стоит обратить внимание на то, что в Приказе Минздрава № 707н и в Приказе Минздрава № 83н привязка сделана к уровню образования, а не к результатам аккредитации или сертификации. И где происходит этот перескок от специальности образования к медицинской специальности науке зверь неизвестный. Это смешение перекочевало и в порядок выдачи сертификата специалиста и в нормативы по аккредитации.

В итоге все эти приказы живут параллельной жизнью и, так скажем, в законодательном пространстве не пересекаются, по крайней мере, как это, на мой взгляд, требуется. Поэтому необходим связующий документ, устанавливающий соответствие «образовательных» и «медицинских» специальностей. Но и этого будет недостаточно для устранения существующей проблемы.

Во-первых, при разработке такого акта выползут ошибки в специальностях при попытке их соотнесения. Станет очевидным то, что специалисты различного уровня образования и квалификации приобретают идентичную специальность и допускаются до одних должностей, что нарушает базовые принципы Закона об образовании. Как собственно вышло со студентами вузов, которые были допущены до осуществления медицинской деятельности после первичной аккредитации без получения постдипломного образования. В результате реформы получилась парадоксальная ситуация, когда должность врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового с равным успехом может занять вчерашний выпускник и лицо, получившее постдипломное образование по специальности «терапия» или «педиатрия» соответственно.

Это допустимо, если речь идет не об образовательной, а о медицинской специальности. Но тогда возникшую коллизию необходимо устранять за счет дальнейшего разведения специалистов по различным должностям и трудовым функциям, притом с пониманием, что круг трудовых функций и обязанностей у врача с постдипломным образованием должен быть шире чем у выпускника вуза. Такой водораздел может быть сделан на уровне профессиональных стандартов. Но первично должна быть ликвидирована путаница и смешение «образовательных» специальностей, квалификаций и «медицинских» специальностей. Полагаю, что описанная системная требует внимания соответствующих органов власти. Будем рады со своей стороны принять участие в совершенствовании законодательной базы в обсуждаемой сфере.

С уважением, Полина Габай.

 

Источник: 

вышла статья Факультета медицинского права, посвященная вопросам допуска медицинских работников и иным особенностям разрешительных режимов в 2020 году.

В основном обсуждался новый приказ Минздрава России от 14.04.2020 № 327н, определивший случаи и условия, при которых физические лица могут быть допущены к осуществлению медицинской деятельности без сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста и (или) по специальностям, не предусмотренным сертификатом или свидетельством об аккредитации (далее – Приказ № 327н).

Большую дискуссию вызвали условия допуска ординаторов до осуществления медицинской деятельности. Однако данные обсуждения всколыхнули большую системную проблему, связанную с порядком получения медиками образования, квалификации и процедурой определения их соответствия той или иной специальности. Проблему надо сказать не новую, но долгие годы пребывающую в латентной форме и ярко проявившуюся сейчас при обсуждении приказа № 327н. Но обо всем по порядку, сперва об ординаторах и двух принципиально разных позициях по вопросу их допуска до осуществления медицинской деятельности в 2020 году.

Ординаторы: врачи-стажеры или врачи-специалисты

В нашем материале мы дословно написали следующее: «Стоит обратить внимание на один весьма неприятный момент, по крайней мере, неприятный для нынешних ординаторов. После завершения ординатуры у них нет возможности пройти аккредитацию и получить допуск до работы по выбранной специальности. Единственный выход, который им оставлен до 2021 года – работа в должности врача-стажера».

Однако мы получили интересный комментарий одного из участников нашей группы «Медицина и закон» в ФБ, который привел нам другую альтернативную позицию, представленную в группе «Аккредитация врачей» в VK. Специалисты данной группы выразили такое мнение: «Выпускникам 2020 года по программам специалитета, ординатуры, профпероподготовки, завершившим их освоение, приказ позволит без прохождения процедур аккредитации официально трудоустроиться в соответствии с полученной квалификацией на должности врачей-специалистов (а не врачей-стажеров для борьбы с COVID-19, как многие вычитали). Конечно же допуск к работе будет производиться при соответствии соискателей квалификационным требованиям приказа Минздрава 707н».

То есть, проще говоря, наши позиции разошлись в корне и у самого основания. Мы отнесли случай с ординаторами к пп. б) п.1 Приказа Минздрава № 327н (с правом занимать должности врачей-стажеров), а специалисты из команды «Аккредитация врачей» к пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н (с правом занимать должности врачей-специалистов).

Приведем дословно пункты приказа, определяющие условия допуска лиц до осуществления медицинской (фармацевтической) деятельности без получения сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации:

  • а) по определенной специальности лиц, получивших медицинское, фармацевтического или иное образование в Российской Федерации, при соблюдении следующих условий:
    • наличие документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности;
    • соответствие полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием или квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием по данной специальности;
  • б) лиц, обучающихся по программам высшего медицинского образования (уровень ординатуры) по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина», при соблюдении следующих условий:
    • прохождение обучения по краткосрочным профессиональным программам (не менее 36 часов);
    • трудоустройство на должность врача-стажера;
    • осуществление медицинской деятельности под контролем врача-специалиста.

Стоит обратить внимание на имеющиеся в приказе сноски, определяющие нормативные правовые акты, подлежащие применению. Так, п. а) крутится вокруг специальности, по которой смогут работать лица обсуждаемой категории при условии наличия документа об образовании и (или) квалификации, подтверждающего получение образования по данной специальности. Сноска от слова «специальность» идет к двум приказам Минздрава, определяющим перечень специальностей специалистов, имеющих высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование соответственно:

  • Приказ Минздрава России от 07.10.2015 № 700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (далее - Приказ Минздрава № 700н).
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.04.2008 № 176н «О Номенклатуре специальностей специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации» (далее - Приказ МЗ СР № 176н).

Далее обозначена необходимость соответствия полученного образования квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам. Сноски естественно ведут к:

  • Приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (далее - Приказ Минздрава № 707н).
  • Приказу Минздрава России от 10.02.2016 № 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием» (далее - Приказ Минздрава № 83н).

И вот здесь я перейду к обозначенной ранее системной юридической проблеме, связанной с порядком получения медиками образования, квалификации и процедурой определения их соответствия той или иной специальности.

Смешение «образовательных» специальностей и «медицинских»

Проблема в том, что документы об образовании и (или) квалификации, не способны подтвердить получение образования по специальностям, перечисленным в Приказе № 700н и Приказе № 176н как это обозначено в пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н. Документ об образовании и (или) квалификации, например, диплом об окончании ординатуры, подтверждает получение другой специальности, предусмотренной Приказом Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (далее – Приказ Минобрнауки № 1061). Если говорить о специалистах среднего образования, то документ об образовании и (или) квалификации (диплом об окончании училища) подтверждает получение специальности, предусмотренной Приказом Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 «Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего профессионального образования» (далее – Приказ Минобрнауки № 1199).

Проблема в том, что произошло смешение понятия «образовательной специальности» (квалификации) и «медицинской/фармацевтической специальности», а далее все «смешалось в доме Облонских». Поясняю. Заканчивая вуз врач получает специальность как результат полученного образования, своеобразный «синоним» квалификации. Например, освоив специалитет «лечебное дело», выпускник получает диплом по специальности «лечебное дело» с присвоением квалификации «врач-лечебник» (до недавнего времени квалификация называлась «врач общей практики»). Далее врач оканчивает ординатуру, например, по специальности «кардиология» с присвоением квалификации «врач-кардиолог». Затем он получает сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «кардиология» и имеет право занимать должность врача-кардиолога. Должности медицинских работников определены приказом Минздрава № 1183н и фактически привязаны к медицинским специальностям, но сейчас речь о другом.

Вот здесь и происходит интересная подмена. До момента сертификации или аккредитации специалиста мы имели дело со специальностями образования, которые определены Приказом Минобрнауки № 1061 (Приказом Минобрнауки № 1199 для специалистов со средним образованием). А вот после прохождения аккредитации или получения сертификата медик получает доступ к работе по определенной медицинской специальности из Перечня Приказа Минздрава 700н (Приказа МЗ СР № 179н для специалистов со средним образованием). А если точнее, то проводится процедура соответствия лица, получившего то или иное образование, требованиям к осуществлению медицинской деятельности по определенной медицинской специальности.

Поэтому документов об образовании и (или) квалификации, способных подтвердить получение образования по специальностям Приказа № 700н и Приказа № 176н, о которых идет речь в пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н, не существует в природе. По простой причине - по данным специальностям не получают образование, образование получают по другим специальностям Минобрнауки. Поэтому в общем и целом пункт приказа Минздрава № 327н юридически некорректен. Более того, он вообще лишен какого то бы ни было юридического и логического смысла и вот почему.

Если даже забыть о смешении специальностей и взглянуть на ситуацию шире (хотя это как минимум странно при толковании норм законодательства), то пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н относим к специалистам, удовлетворяющим одновременно двум требованиям:

  • соответствие квалификационным требованиям (Приказ Минздрава № 707н и Приказ Минздрава № 83н)
  • наличие документа, подтверждающего соответствие образования специальности из Перечня Приказа Минздрава № 700н или Приказа МЗ СР № 176н, то есть наличие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации.

Значит теоретически (правда слишком теоретически) к работе в период 2020 года в рамках пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н могут быть допущены следующие категории специалистов:

  • лица, срок действия сертификатов которых истек, то есть фактически это лица без действующих сертификатов. Но для таких случаев Приказ Минздрава № 327н содержит п. 3, продляющий срок действия сертификатов специалиста на 12 мес. (опускаю сейчас проблемы с сертификатами, срок действия которых истек до 06.04.2020).
  • лица, имеющие сертификаты специалиста или свидетельства об аккредитации специалиста по определенной специальности, но допускаемые к работе по другой специальности без получения соответствующего сертификата или свидетельства. Но и это невозможно, так как такие специалисты не удовлетворяют второму условию - соответствие квалификационным требованиям.

Поэтому фактически пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н не подходит ни под одну из категорий специалистов. Теоретически по данному пункту могут быть допущены лица, срок действия сертификатов которых истек до 6 апреля 2020 года (которые не попали под п. 3 о продлении). Да и тут засада, ведь необходимость соответствия квалификационным требованиям диктует условие о повышении квалификации с периодичностью один раз в пять лет. Если оно не было пройдено в необходимый период, то данная категория лиц также в пролете как и наши ординаторы, к которым я наконец-то возвращаюсь.

Что касается ординаторов, то они не входят в категорию лиц, допускаемых в рамках пп. а) п.1 Приказа Минздрава № 327н, так как не имеют документов, свидетельствующих о соответствии их образования той иной медицинской специальности (сертификат специалиста или свидетельство об аккредитации). Как мы и писали ранее, ординаторы могут претендовать на должность врача-стажера в рамках пп. б) п.1 Приказа Минздрава № 327н. Да и то только в период обучения в ординатуре, а не после ее завершения (тут надо признать, мы допустили неточность во вчерашней публикации), так как в пп. б) п.1 говорится о лицах, обучающихся, а не обучившихся в ординатуре. Обучившиеся в ординатуре лица фактически не могут претендовать ни на что, так как не подходят ни под один из пунктов, перечисленных в приказе Минздрава № 327н. Хотя почему ни на что. Они могут работать на должностях специалистов со средним медицинским образованием при оказании медицинской помощи пациентам с коронавирусной инфекцией в соответствии с Приказом Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (п. 6 приложения № 10). Те же возможности имеют и лица, получившие образование уровня специалитет, то есть не добравшиеся до ординатуры.

Пройти аккредитацию лица, закончившие ординатуру, также не смогут в связи с введенным мораторием. Однако не исключено, что в ближайшее время Минздрав России примет решение о зачете аккредитации, то есть признает ее пройденной без фактического прохождения. Минздрав фактически обязан принять такое решение на основании Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 № 440, однако пока что отсутствует информация о сроке принятия такого решения. Но и тут не все так гладко, так как в ПП РФ № 440 речь идет о зачете очередного подтверждении соответствия, что не касается ординаторов, так как они проходят первичное подтверждение соответствия. Остается верить в то, что Минздравом Росси будут внесены соответствующие изменения в Приказ Минздрава № 327н.

P.S. Отвечаю на дополнительные вопросы. Лица, прошедшие первичную аккредитацию, имеют право допуска до ряда должностей врачей общей практики в соответствии с Приказом Минздрава № 707н.

Что делать

В завершение вернусь назад к описанной системной проблеме, дам поясню некоторые дополнительные и поразмышляю о ее судьбе.

Между описанными специальностями, квалификациями и должностями перекинут своеобразный мост – приказ Минздрава 707н и Приказ Минздрава № 83н, то есть квалификационные требования для работников с высшим и средним образованием соответственно. Но по факту перейти этот мост невозможно, так как не все «медицинские» и «образовательные» специальности бьются между собой, особенно это заметно на специальностях специалистов со средним образованием. Так, Приказ Минобрнауки № 1199 насчитывает всего 10 специальностей специалистов со средним профессиональным образованием (то, что указывается в дипломе об окончании училища), в то время как Приказ МЗ СР № 176н насчитывает 35 специальностей (то, что указывается в сертификате специалиста или свидетельстве об аккредитации). Также стоит обратить внимание на то, что в Приказе Минздрава № 707н и в Приказе Минздрава № 83н привязка сделана к уровню образования, а не к результатам аккредитации или сертификации. И где происходит этот перескок от специальности образования к медицинской специальности науке зверь неизвестный. Это смешение перекочевало и в порядок выдачи сертификата специалиста и в нормативы по аккредитации.

В итоге все эти приказы живут параллельной жизнью и, так скажем, в законодательном пространстве не пересекаются, по крайней мере, как это, на мой взгляд, требуется. Поэтому необходим связующий документ, устанавливающий соответствие «образовательных» и «медицинских» специальностей. Но и этого будет недостаточно для устранения существующей проблемы.

Во-первых, при разработке такого акта выползут ошибки в специальностях при попытке их соотнесения. Станет очевидным то, что специалисты различного уровня образования и квалификации приобретают идентичную специальность и допускаются до одних должностей, что нарушает базовые принципы Закона об образовании. Как собственно вышло со студентами вузов, которые были допущены до осуществления медицинской деятельности после первичной аккредитации без получения постдипломного образования. В результате реформы получилась парадоксальная ситуация, когда должность врача-терапевта участкового и врача-педиатра участкового с равным успехом может занять вчерашний выпускник и лицо, получившее постдипломное образование по специальности «терапия» или «педиатрия» соответственно.

Это допустимо, если речь идет не об образовательной, а о медицинской специальности. Но тогда возникшую коллизию необходимо устранять за счет дальнейшего разведения специалистов по различным должностям и трудовым функциям, притом с пониманием, что круг трудовых функций и обязанностей у врача с постдипломным образованием должен быть шире чем у выпускника вуза. Такой водораздел может быть сделан на уровне профессиональных стандартов. Но первично должна быть ликвидирована путаница и смешение «образовательных» специальностей, квалификаций и «медицинских» специальностей. Полагаю, что описанная системная требует внимания соответствующих органов власти. Будем рады со своей стороны принять участие в совершенствовании законодательной базы в обсуждаемой сфере.

С уважением, Полина Габай.

 

Источник: https://kormed.ru/

Примите участие в опросе. Этим вы поможете нам сформулировать наиболее необходимую для Вас тематику материалов.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Что из перечисленного ниже Вы считаете наиболее актуальным?
Порядок внесения изменений в трудовые договоры в процессе внедрения профессиональных стандартов
Законодательные требования к руководителю медицинской организации
Возможности применения дистанционного труда и надомничества к медицинских работникам
Дежурства на дому медицинских работников